Фото Brian Snyder / REUTERS
Расплывчатые формулировки, которыми оперируют американские сенаторы в новой версии «адских» санкций, дают большие возможности по усилению санкционного давления на Россию в любой удобный для Вашингтона момент
Анонсированный вечером в среду, 13 февраля, санкционный законопроект от американских сенаторов Линдси Грэма и Боба Менендеса наделал много шума и нагнал паники, причем даже среди институциональных инвесторов и нерезидентов, что, в общем-то, довольно странно, если вспомнить как сильно, даже с нетерпением, и именно в феврале все ожидали его появления. Объясняться такая нервнозность может, наверное, только излишним оптимизмом после недавнего повышения рейтинга России от Moody’s и ожиданием аналогичного действия от Fitch.
Отвлечемся от реакции финансового рынка и посмотрим, чем, собственно, в реальности может грозить новый виток санкционного давления. Оговоримся сразу — основная угроза от санкций для российского бизнеса состоит в том, будут ли прописаны вторичные санкционные меры для тех неамериканских компаний, которые решат поддерживать или начинать с нуля коммерческую деятельность с попавшими под ограничения партнерами из России. Если вторичных санкций ни де-юре, ни де-факто не будет, то не стоит ожидать и большого эффекта и от новых санкций на сами компании — взаимодействие с американским бизнесом сейчас крайне ограничено и осуществляется чаще всего по инициативе самих США в чувствительных для них вопросах.
Среди находящихся под угрозой российских отраслей экономики, упомянутых в законопроекте, значатся финансовая, нефтяная, газовая (СПГ-проекты) отрасли, IT, судостроение и энергетика с госучастием за пределами России. Последнее особенно интересно, ведь энергетика включает в себя и электрогенерацию, в том числе атомную, и передачу электроэнергии по магистральным сетям, и сбыт.
Что касается банков — в законопроекте нет никаких конкретных имен, нет упоминания об отключении от систем платежей и блокировании долларовых расчетов, однако теперь под санкции может попасть любой «финансовый институт». Это гораздо более широкое и потенциально опасное определение, позволяющее применить ограничительные меры к самым разным профучастникам рынка. Например, к банку или брокерскому дому, через который клиенты могут приобрести допущенные к биржевым торгам в России ценные бумаги попавших под санкции компаний и уж тем более новые выпуски ОФЗ на существенные суммы. Ведь такие сделки, особенно с ОФЗ, при желании могут быть расценены как «прямое или косвенное финансирование вмешательства в работу демократических институтов».
Законопроект готовит заблаговременный удар по расширению присутствия российского СПГ на европейском и азиатском рынках. При этом под СПГ-проектами может подразумеваться что угодно: и терминалы по сжижению, и пункты приема и регазификации, и танкерная перевалка с судов ледового класса для дальнейшей транспортировки в южном направлении. Последнее для азиатских поставок не критично, там используется российская территория, а для европейского сбыта перевалка пока привязана к норвежской юрисдикции — по крайней мере, до ввода в эксплуатацию комплекса на Кольском полуострове, а это еще минимум года-два.
Участие в разработке российских нефтяных ресурсов — это и вовсе максимально общая формулировка, под которую может попасть практически любой иностранный партнер, в том числе и поставщик оборудования. Конечно, если действительно очень нужно, оборудование можно произвести самим — были бы чертежи, а еще лучше — образец. Будет дорого, получится не сразу, но в итоге задача будет решена. Ключевым вопросом здесь является время — программы локализации и разработки аналогов сейчас запущены практически во всех сферах промышленности, в том числе и в подводной добыче углеводородов, и в судостроении (от двигателей до навигационных систем), но до первых результатов практически по всем из них нужно ждать еще от 3 до 15 лет. Столь долгого срока у России, скорее всего, не будет, поэтому нормальная работа, например, по проектам в коммерческом судостроении, будет определяться тем, готовы ли партнеры отстаивать свое участие в них и искать обходные пути.
Общее впечатление получается следующее: законопроект в том виде, как он известен сейчас, является менее жестким, чем прошлогодний радикальный вариант, и не предполагает неизбежного немедленного воздействия на экономику и финансы России. Однако он открывает гораздо более широкие возможности для планомерного усиления этого воздействия в перспективе нескольких кварталов, причем соответствующие решения могут приниматься совершенно внезапно, в том числе и на уровне отдельных ведомств, а по некоторым пунктам — лично президентом США.
Но, главное, вряд ли стоит сомневаться, что этот законопроект последний. Вполне разумно предположить, что в рамках предвыборной кампании 2020 года этот документ будет назван неэффективным, и на свет появится нечто еще более радикальное. К этому и нужно готовиться, защищая свои отраслевые интересы. Худший сценарий, возможный и в случае победы Трампа, и в случае прихода к власти демократов в 2020 году — это попадание в список стран-спонсоров терроризма. Тогда будет не до анализа отраслей. Пока же можно выделить следующие чувствительные места: сельское хозяйство (запрет на поставки семян посевного фонда, смолта, молодняка, кормов и добавок) и атомная промышленность.
Howdy just wanted to give you a brief heads up and let you know a few of the images aren’t loading correctly.
I’m not sure why but I think its a linking issue.
I’ve tried it in two different browsers and both show the same results.
It’s great that you are getting thoughts from this piece of writing as well as from our discussion made here.